Подпишитесь на новости

Киберспорт в Украине – и бизнес, и работа: перспективы и реалии от президента Федерации киберспорта Украины

25 июня 2019, 15:37
1117
Голосов: 7

Сколько в Украине зарабатывает киберспортсмен и когда начнет зарабатывать больше? Кто развивает индустрию киберспорта на территории государства сегодня, почему это направление бизнеса действительно перспективно и о многом другом мы поговорили с Артуром Ермолаевым, президентом Федерации киберспорта Украины.

Киберспорт в Украине – и бизнес, и работа: перспективы и реалии от президента Федерации киберспорта Украины

Можно ли сказать, что киберспортивное образование в Украине – заявка на то, что киберспорт становится ближе к бизнесу?

Однозначно да. Наоборот, я бы мог сказать, что киберспорт уже давно стал бизнесом, состоявшейся индустрией, в том числе в Украине. Профильное образование киберспорта, которое запускается, – интересно будет посмотреть, в чем будет заключаться его суть, какого рода специалисты будут выпускаться, потому что как таковые киберспортсмены и высшее образование не совсем пересекаются между собой. Но именно специалисты в области киберспортивной индустрии, такие как узкопрофильные маркетологи, аналитики и так далее, действительно могут быть востребованы, и было бы интересно посмотреть, как это будет выглядеть, как будут цениться выпускники подобного типа образования.

Касательно инвестиций. Есть уже какие-то вложения в украинский киберспорт, какие они, какие компании?

Инвестиции в украинский киберспорт имеют место на самом деле уже много лет. Они не такие крупные, как, скажем, в России или той же Америке, но уже есть компании, которые занимаются бизнесом исключительно в киберспортивном направлении, такие как турнирные операторы, которые запустились. Например, компания StarLadder – корни у нее украинские, то есть была основана в Украине, но сегодня она уже работает в международных масштабах. И многие мелкие компании, которые сегодня тоже занимаются непосредственно бизнесом внутри киберспортивной индустрии: аналитикой, кастингом, стримингом и прочими вещами, связанными с киберспортом.

Какого уровня эти суммы?

Это все частные компании, поэтому, к сожалению, измерить деньгами невозможно. Но можно сказать, что сегодня в Украине годами вкладываются десятки миллионов долларов в киберспорт, – наверное, это будет аккуратная цифра.

Как привлекать эти инвестиции?

В Америке есть рынок венчурных фондов, которые позволяют компаниям привлекать фондирование на разных этапах своего становления – от стартапов до раундового инвестирования. В Украине в мире киберспорта такого рынка практически нет. Этот рынок только формируется в мире IT. Соответственно, как правило, инвестиции в киберспорт привлекаются частным путем. Частные бизнесмены, инвестиционные группы, увидев этот рынок, увидев в нем потенциал, под разными углами его анализируют и вкладывают в те или иные проекты около или внутри киберспорта. Ну и в том числе спонсоры достаточно много помогают киберспортивному рынку. Те, кому интересны охваты аудитории киберспорта (молодежь, активная в онлайне), – телефонные операторы и так далее. Им это интересно, они сегодня тоже помогают развивать эту индустрию путем спонсорских контрактов.

Знаете ли вы, как сегодня формируются рабочие места в киберспорте?

Сколько есть рабочих мест сегодня в киберспорте? Я думаю, что сегодня этот показатель измеряется тысячами рабочих мест, не десятками тысяч. Как правило, эти рабочие места формируются в Киеве – достаточно мало проектов, связанных с киберспортом, за пределами столицы, но все же небольшие есть. Рост наблюдается довольно большой, потому что много компаний на уровне стартапов формируется, соответственно, создаются новые рабочие места и много кто масштабируется. Я думаю, что рост рабочих мест в киберспорте имеет место за счет того, что количество рабочих мест сегодня не такое большое, потому они удваиваются, утраиваются каждый год.

Переходим ближе к деньгам. Как бизнесмену можно заработать на киберспорте?

Как в любой другой индустрии, здесь есть разные варианты заработка. От киберспортсменов, которые могут зарабатывать деньги, до инвесторов, которые формируют организации, зацикливают на себе аудиторию, которая интересуется киберспортом. То есть это турнирные организации, это те, кто предлагает продажу различных товаров, связанных с киберспортом: игровые девайсы, ноутбуки, компьютеры и так далее. И те, кто помогает работать с аудиторией: онлайн-ресурсы, кастинговые организации.

А какие организации поддерживают киберспорт финансово?

В Украине инвестиции берутся от частных источников, а заработок идет от международного сообщества киберспорта. Например, есть турнирный организатор, который привлекает инвестицию, покупает оборудование, формирует штат людей, которые будут проводить эти турниры, делает полноценную студию по комментированию и так далее – это привлекается частным путем. В дальнейшем данные турниры начинают приносить доход, потому что их начинают смотреть люди по всему миру – страны СНГ и не только. Выручка после идет от общего мирового интереса киберспорта, от общего комьюнити. От той же платформы зависит количество просмотров, от международных спонсоров, которым интересно спонсировать медийку в том регионе, за который они, скажем так, платят. Ну и от этого дальше развивается индустрия.

А в какой стране это наиболее прибыльно?

Америка однозначно, потому что в США самая платежеспособная аудитория, соответственно, эта аудитория очень хорошо монетизируется для всех спонсоров. Также очень большой рынок сбыта онлайн-товаров и так далее. Поэтому однозначно самый прибыльный рынок в киберспорте – США.

Вы можете назвать цифру, сколько зарабатывает киберспортсмен (если у вас есть такие данные), или сравнить киберспортсмена в Украине и Америке?

Это как в футболе. Есть топовые киберспортсмены, которые зарабатывают миллионы долларов (некоторые), а есть начинающие ребята, которые получают контракты от $300–500 в месяц. Тут надо смотреть на уровень игры этого киберспортсмена, уровень организации, которую он представляет, результаты, которые у них есть. Но если говорить общими цифрами, то, наверное, сегодня киберспортсмен, который играет на профессиональном уровне и посвящает всю жизнь данному виду деятельности, в Украине зарабатывает от $1000 до $3000 в месяц с учетом призовых, спонсорских. В Америке это может быть в пять раз больше, в некоторых случаях это могут быть и миллионы, если у человека очень хорошо работает медийка, качественно работает его деятельность в стриминге. Резюмируя, в США киберспортсмен может зарабатывать от $5000 до $50 000 в месяц достаточно легко, если он знает, что делает.

Например, достаточно известный на мировом уровне стример – Ninja, который играет в Fortnite, недавно озвучивал, что только с платформы Twitch получает $300 000 в месяц.

А сколько получает самый плохой киберспортсмен?

Самый плохой может не зарабатывать ничего. Потому что он может считать себя киберспортсменом, но не состоять ни в какой организации.

Кто такой киберспортсмен? Это человек, который с энтузиазмом играет в ту или иную игру на соревновательном уровне. Если мы говорим об Украине, то вообще киберспорт у нас не признан видом спорта. Соответственно, не существует категоризации, которая позволяет отделить аматора от полупрофессионала и профессионала. То есть, как правило считается, что киберспортсменом является человек, который имеет официальный контракт с какой-либо организацией, получает заработную плату. Есть маленькие организации, которые не платят зарплату игрокам, а только оплачивают их командировки, переезды на турниры. Это достаточно мелкие организации, которые тоже предлагают ребятам контракты. Соответственно, они тоже могут являться киберспортсменами, но заявлять о том, что получают зарплату, они не могут, потому что не получают. Поэтому тяжело сказать – минимальная.

Большая часть прибыли приходится на букмекерские конторы. Какова ситуация в Украине на этот счет?

Ситуация такова: есть компании, которые позволяют делать ставки на киберспорт. Это все самые крупные букмекерские конторы, в том числе в Украине. Во всем мире сегодня ставки на киберспорт являются достаточно актуальным и желаемым продуктом для всех, кто является оператором на рынке ставок. Почему? Потому что, исходя из той статистики, которая есть, средний клиент онлайн-тотализатора или средний клиент онлайн-казино – это достаточно близкие между собой рынки, и они сегодня стареют. И привлекать молодежь на онлайн-продукты, именно букмекерские, достаточно тяжело. Потому что люди все меньше и меньше смотрят. Есть, да, основные виды спорта, например футбол. Но молодежь все меньше смотрит, если мы говорим о международном рынке, скачки, бега собак и так далее. Старые виды тотализаторов постепенно выходят из моды.

Для многих букмекерских компаний очень интересен киберспорт, потому что это совершенно новая, молодая аудитория, которую на сегодняшний день они все хотят привлечь. И насчет того, что рынок достаточно молодой и сырой: сегодня уже есть компании, которые специализируются на ставках на киберспорт, которые чувствуют себя очень успешными, не конкурируя с мировыми гигантами мира ставок того же футбола. Поэтому да, можно констатировать, что этот рынок очень интересен букмекерам и аудитории, потому что, как правило, аудитория, которая смотрит киберспорт, любит играть в ту же игру, на которую она смотрит. И, соответственно, когда это происходит, игроку всегда кажется, что он понимает больше, нежели общерыночная история, и, соответственно, ему всегда интересно делать ставки. Поэтому это аудитория, достаточно лояльная к ставкам, и так далее. И перспективная. Это достаточно большая часть нитроэкономики, которая формируется в киберспорте.

Можете ли вы назвать игры, которые стоит включить букмекеру в свои линии?

Самые популярные игры на сегодняшний день, то есть те, которые можно смело включать букмекерам, – это те, что больше всего просматриваются и по которым проводится наибольшее количество турниров. Это старые игры – Counter Strike, Dota, League of Legends и новые, которые сегодня находятся на большом подъеме и постепенно попадают в киберспортивную индустрию. Это Fortnite, PUBG. Дальше будем смотреть, как будет развиваться рынок.

На самом деле разработчики сегодня выпускают новые игры, и каждый раз, когда игра выходит, она создает достаточно большой ажиотаж, если потрачен большой рекламный бюджет на ее популяризацию. И дальше нужно смотреть в течение какого-то времени, как эта игра приживается у аудитории. Например, сейчас вышла игра Apex Legends, которая имеет большие охваты, просмотры на «Твиче», по ней организовывают сегодня турниры. Но, чтобы объективно понять, будет ли это киберспортивной дисциплиной, нужно подождать хотя бы год-два, чтобы посмотреть, как она приживется.

В Украине стоит обращать внимание на старые игры. В киберспорте так. Потому что у старых игр есть постоянное лояльное комьюнити, которое очень хорошо поддерживает эту игру, постоянно лояльно к ней, отслеживает все основные турниры, которые происходят по ней. И есть специальные аналитики, которые позволяют обслуживать беттинг-операторов. Потому что беттинговому оператору тоже нужно иметь аналитику, чтобы выдавать какие-то коэффициенты аудитории. И аналитика может появиться только в течение того времени, когда игра стабильна, понятна стратегия, внутренняя кухня этой игры и так далее.

А как вы пришли в киберспорт?

Я пришел к киберспорту, как и многие другие, кто в нем участвует: просто с детства было хобби, которое со временем переросло в здравый интерес. Когда понял, что можно зарабатывать, что, если совместить приятное с полезным, из этого что-то получится. То есть исходя из детской любви к компьютерным играм. На самом деле 90%, кто в этом рынке участвует, именно так туда и пришли.

Но ваша любовь переросла в серьезное дело – собственный проект. У вас есть арена, куда киберспортсмены могут приходить, чтобы играть, в Днепре. Можете немного рассказать о том, как возникла такая идея и как вы открывались?

Идея возникла пару лет назад, когда мы с партнерами обратили внимание на то, что произошел некий вакуум на рынке компьютерных клубов. То есть все то киберспортивное комьюнити, которое было сформировано «до», – это все были ребята, которые приходили в компьютерные клубы поиграть, формировали команды, делали аматорские турниры. Из этого все вырастало.

С появлением дешевого Интернета, быстрого и доступного, рынок компьютерных клубов в принципе замер. То есть многие закрылись, их просто не стало. С этим весь мир киберспорта ушел в онлайн. Вся аудитория, сидя дома, играет в любимые игры, но офлайн-движения в Украине практически не стало. То есть в Киеве, да, есть киберарены. В каких-то крупных городах есть киберарены. Но в современном формате, том, который есть сегодня в Европе и формируется в Америке, такого нет. И мы начали разрабатывать концепт не компьютерного клуба, а именно киберспортивной арены – места, которое должно стать, скажем так, хабом для комьюнити именно тех, кто интересуется киберспортом.

Мы начали разработку, проектирование и, собственно, открыли арену в Днепропетровске. Мы сами из Днепра, нам это было интересно как пилотный проект под бизнес, на рынке которого мы – практически пионеры. Чтобы отработать пилотный проект, нам бы хотелось иметь его рядом с собой, чтобы проработать все в деталях. Соответственно, в сентябре прошлого года мы открыли один из самых крупных подобных комплексов в Европе. На большое количество, более 150, профессиональных машин высокой мощности с возможностями проведения аматорских турниров, игры не только на компьютерах, а также на PlayStation со своей VR-зоной, и так далее. Это все сделано достаточно современно, с дизайнерским подходом, для того чтобы людям было интересно прийти туда, провести время со своими друзьями, прийти, чтобы поучаствовать, сформировать дальше это сообщество людей, которых интересует киберспорт. В будущем мы хотим масштабировать данный проект. В том числе за пределами Украины.

Сколько времени заняла реализация проекта начиная с самой задумки?

На проектирование, на обработку концепта ушло порядка 6–7 месяцев, и около 8 – на строительство. Чуть больше года этим занимались, чтобы в конечном итоге перерезать ленточку.

А как вы запускали открытие?

В день открытия у нас был огромный ажиотаж: к нам пришло от 500 человек, причем мы сделали турнир по Counter Strike в день открытия. Конечно, были свои шероховатости, как и в любом открытии. Мы имели определенные сложности с софтом, который под себя делали.

Но все прошло очень позитивно, потому что люди в Днепре оценили, что открылся подобный проект, что открылось что-то, чего раньше не было, но все хотели увидеть. Потому что это здорово именно для тех, кто любит киберспорт. У нас была заминка, потому что мы даже не рассчитывали вентиляцию в нашем проекте под такое количество людей.

У нас стоит 150 компьютеров, мы рассчитывали на 200–250 человек максимальной заполняемости арены. Когда мы открыли дверь, за ней стояло 500 человек, и нам приходилось мучиться с вентиляцией. Вот такие моменты были. Был ажиотаж, сейчас, конечно, он стал меньше. Те, кто к нам ходит, ходят постоянно, но тем не менее мы почти каждые выходные в Windigo Arena проводим турниры и собираем достаточно большое количество людей, и всем все очень нравится. То есть у нас большая лояльная база клиентов.

Как вы завоевываете лояльность бывалых игроков и как привлекаете новых?

Есть однозначно «сарафанное» радио среди самих клиентов, которые пришли, им понравилось, и они привели друзей. На базе нашей арены есть академия, куда приходят заниматься, как правило, подростки, которым интересно повысить свой уровень скилла. Проходят обучающие группы по разным дисциплинам. У нас есть свои тренера, которые являются либо профессиональными киберспортсменами, либо бывшими, которые преподают на очень высоком уровне. Скажем так, курсы повышения квалификации в той или иной дисциплине, что тоже очень востребовано среди нашей аудитории. Им очень нравится, когда профессионал рассказывает вещи, которые они не знали про ту или иную игру.

Окупаемость вашего проекта – получается?

Если бы она окупилась, я был бы очень счастлив. Но, к сожалению, мы не настолько гениальны, чтобы окупать проекты меньше чем за год. Но мы довольны показателями, которые имеем. Мы понимаем, что Украина, тем более Днепр, не является целевым рынком, на котором мы хотим выстроить всю нашу бизнес-модель. Скажем так, для нас это пилотный проект, который нам надо отработать и дальше тиражировать на другие рынки, где лучшая монетизация, называть лучшие цены. Поэтому как отдельно взятым бизнесом мы им довольны. Но наши амбиции не заканчиваются Windigo Arena в Днепре. Мы хотим отработать этот бизнес так, чтобы он работал сетевым образом автономно и за границей. Набравшись опыта, мы сможем зарабатывать на западном рынке гораздо больше.

Есть ли какие-то особенности по оформлению бизнеса в киберспорте с юридической точки зрения?

Знаете, никаких юридических особенностей. За счет того, что киберспорт не является официально признанным видом спорта, это своего рода интертейнмент. По сути, ничем не отличается от любого другого бизнеса в развлекательной сфере, помимо одного момента, который имеет свою юридическую специфику. Это касается киберспортсменов и организаций – как контрактоваться.  Потому что каждый по-своему решает вопросы с заключением контрактов с игроками международными, украинскими и т. д.

Какие три главные составляющие успешного бизнеса, основанного на киберспорте?

Глубокое понимание восприятия интересов целевой аудитории, киберспорта. И если предлагать продукт, в котором бизнесмен разбирается чуть меньше, чем сама аудитория, то это никогда хорошо не закончится. Это основной критерий.

Дальше это очень качественный маркетинг, потому что весь рынок киберспорта практически живет в онлайне, и если у тебя нет качественной подачи этого продукта, качественной отработки клиента, то это все влияет очень сильно на монетизацию, заработок.

И, наверное, инновационность. Потому что сегодня рынок киберспорта имеет кейсы – один и тот же продукт, под разными видами пытается продать одно и то же. Это может закончиться плохо для тех, кто хочет заниматься бизнесом и не понимает уникальности и потребности ЦА (целевой аудитории).

Соответственно, тяжело объяснить человеку, что он должен играть на другой игровой платформе, которая ничего дополнительного не предлагает, если он играет уже на какой-то. Всегда надо искать что-то новое, что можно предложить аудитории, чтобы ее заинтересовать.

Как вы справляетесь с шаблонным отношением к киберспорту?

Мы с этим работаем постоянно, поэтому и создали федерацию: чтобы передать информацию родителям и всем, кто не понимает, но остро критикует игры, привязывает киберспорт к зависимости и так далее. То есть мы пытаемся создать инфраструктуру, которая покажет родителям, что это ответственное направление. И, если ваш ребенок интересуется игровыми турнирами, это ничем не хуже других турниров основных видов спорта.

В нашей академии, помимо тренеров, с игроками работают психологи, которые помогают сформировать лидерские качества у капитана, повысить качество работы у всех членов команды. Мы постоянно пытаемся объяснить шаблон «задрот». Если ты хочешь добиться роста своих навыков или высот, то должна быть определенная система тренировок, система мышления, аналитики, работы над ошибками, которая позволяет поднять твой уровень игры. И это ни в коем случае не означает, что ты должен сидеть по 16 часов в сутки, глядя в монитор. Это, наоборот, может испортить твой уровень игры.

Мы пытаемся четко разделить игровую зависимость, игроманию от непосредственно киберспорта, то есть это совершенно два разных веяния, вида времяпровождения. Постоянно над этим работаем, объясняем, организовываем достаточно крупные турниры, призовые. Собираем людей в одном месте в офлайн: есть болельщики, есть комментаторы, родители приходят смотреть за своими детьми. Это уже формирует восприятие в их голове и дает им понять, что это достаточно интересное и серьезное времяпровождение. По интеллектуальной и эмоциональной нагрузке не хуже, чем другие виды спорта. Когда ребенок уже может принести что-то – неважно, клавиатуру, мышку, или 250 тысяч гривен призовых, которые он выиграл на чемпионате Украины, – когда есть какой-то результат, выхлоп, это тоже меняет отношение.

Гендерный вопрос: вообще в киберспорте больше мужчин, женщин или их, скорее, поровну?

С детства мальчики просто больше играли, поэтому в СНГ больше парней. В Америке, конечно, женский киберспорт масштабно развивается. Но это однозначно игра и для женщин. Есть женские чемпионаты, девушек также берут на контракты. Женский киберспорт существует, будем смотреть, как он будет развиваться.

Контрольный вопрос: каким вы видите украинский киберспорт через 5–10 лет? А бизнес в области киберспорта?

Через 5–10 лет киберспорт будет полноценной интртейнмент- или спорт-индустрией, юридически, может быть, будет разница. Скажем так, это будет культура, в которой будет свой интерес, своя аудитория, будут формироваться карьеры, бизнесы, как в крупных видах спорта в других странах. Когда будут клубы, в каждом университете будет своя команда, будут формироваться лиги, и это будет полноценная индустрия, которая будет собирать залы, стадионы, и люди будут с удовольствием на это смотреть. Потому что это действительно очень интересно, занимательно и зрелищно.

Напомним, для российских игроков выделят отдельный сервер в World of Warcraft Classic.

Читайте также: Казино «Амбассадори» – как создавалось первое VIP-казино в Грузии

Читайте такжеВасиле Божков – загадка лотерейного бизнеса Грузии

Комментарии:

Нет комментариев

Сейчас читают
Загрузка...
Статьи
19 ноя
вверх