Правовой статус виртуальных объектов и игровой валюты во многих странах, в том числе и в России, не определен, а сделки, которые проходят в компьютерных играх, не имеют государственного регулирования. В рамках правовой неопределенности видеоигры, включая мобильные игры на Андроид, становятся идеальной площадкой для совершения экономических преступлений.
Одна из угроз правового и экономического характера – бесконтрольная продажа обладателями игр лутбоксов, так как их правомерность в РФ еще не определена. Тема лутбоксов в цепочке с защитой детей и потребителей – один из мощных трендов 2020 года, который сохранится и в 2021 году.
Лутбокс – это что такое
Лутбокс – виртуальный предмет в компьютерных играх, при использовании которого игрок получает случайную награду в виде виртуальных объектов разной ценности и предназначения. Диапазон таких предметов может быть широким, включая в себя как обычные модификации внешности персонажа, так и изменяющие игровой процесс элементы, например оружие, броня и т.д.
Лутбокс может быть либо платным – предлагаться геймеру в обмен на реальную либо эквивалентную ей цифровую валюту, либо бесплатным – выступать в качестве поощрения за игровые достижения. Любопытно, что вероятность получения приза устанавливается игровой платформой и не указывается в процентном соотношении, а также не зависит от того, платным или бесплатным является лутбокс. Шанс получения конкретного предмета, как принято, не достигает 100%, в связи с чем появляется риск провокации игроков на чрезмерные траты, но только касаемо покупки платных лутбоксов.
Почему Loot Box хотят запретить в разных странах
Концепция лутбокса началась еще от метода распределения добычи между игроками в жанре MMORPG, а также от способа монетизации игр для мобильных девайсов, распространяемых по модели free-to-play. Издатели и разработчики компьютерных игр с помощью лутбоксов не только обеспечивают себе регулярный доход, но и сглаживают недостатки платного загружаемого контента/платной подписки, а также поддерживают интерес к игре благодаря внедрению свежего контента и косметических изменений.
Популярными лутбоксы стали в 2010-х годах благодаря скандалу вокруг компьютерной игры по мотивам «Звездных войн». Ведь именно в Star Wars: Battlefront II идея лутбоксов была основой с точки зрения игровых механик, поскольку без определенных вещей, которые доступны только при покупке лутбоксов, геймер не мог конкурировать с оппонентами. Из-за опасений, что такого рода системы «наград» могут привести к виртуальному серому рынку азартных игр, лутбоксы стали объектом государственного регулирования в сфере азартных игр во многих государствах.
Так, в Китае и Южной Корее на уровне законодательства разработчиков, продающих лутбоксы в видеоиграх, обязали показывать вероятность получения любого поощрения. А в мае 2017 года в Китае приняли закон, который запрещает распространять виртуальные «лотерейные билеты». Китайское правительство фактически принуждает данные фирмы «быть прозрачными» касаемо шансов игроков получить каждый тип приза посредством лутбоксов.
А в Японии с 2012 года создан закон, который налагает вето на все игры, использующие бизнес-модель под названием kompu gacha (гипертрофированная модель лутбоксов). Видеоигры, которые применяют kompu gacha зачастую настоятельно призывают к инвестированию небольших денежных сумм для приобретения случайных наград, обещая, что в итоге геймеры смогут завершить сбор предметов и получить «основной приз».
В Австралии, известной строгими правилами по отношению к видеоиграм, комиссия в 2018 году провела расследование и обнаружила, что люди психологически воспринимают лутбоксы как азартные игры. Члены комиссии настойчиво советуют использовать в таких играх предупреждающую табличку и ограничить продажу лицам младше 18 лет. Но эти рекомендации так и не были закреплены в нормативной базе страны.
Противоположный путь избрала Великобритания, воспользовавшись методом саморегулирования. Во Франции контролирующий орган по азартным играм отметил, что лутбоксы – не юридическая форма азартных игр. Но такой вывод скорее является исключением из правил, поскольку во Франции небольшой охват несовершеннолетних с игровой зависимостью, в отличие от азиатских государств.
В США отсутствует на федеральном уровне нормативная база для управления данным сектором бизнес-индустрии. Но некоторые американские штаты делают попытки регуляции, следуя примеру Бельгии. Законопроект, который представлен в штате Вашингтон в начале 2019 года, даст право Комиссии по азартным играм штата заняться данной проблемой. Интересно, что другой законопроект, представленный в либеральной Миннесоте в апреле 2019 года, запрещает распространение игр, где применяются «лутбоксы» за живые деньги, а также налагает запрет на их покупку лицам младше 18 лет.
Читайте также: Как работает онлайн-казино?
Читайте также: Киберспорт в России: как все начиналось
Нет комментариев