Chief Executive Officer (CEO) & Founder в 13Exchange Никита Вассев в интервью Login Casino рассказал о том, как технология NFT применяется в искусстве, где, кроме Интернета и виртуальных галерей, можно посмотреть на NFT-картины, а также о том, какие еще объекты в ближайшем будущем будут переведены в цифру.
Никита, расскажите, что собой представляет цифровое искусство NFT, в чем его особенность?
На данный момент NFT представлен преимущественно в цифровой живописи – paint art. То есть люди продают свои цифровые работы – картины и видео – на таких популярных площадках, как Foundation.app, Rarible или других.
Любой человек может зайти на платформу, подключить свой MetaMask и выбрать работу, которая ему нравится. При этом важно помнить, что у каждой из площадок есть своя специфика. Например, на одной платформе необходимо начать аукцион на работу; где-то надо поставить цену, и автор начнет аукцион по той цене, которая его устраивает; а где-то автор просто задает самостоятельно стоимость, пользователь ее оплачивает – и работа переходит к нему.
Сейчас это направление только развивается, и пока NFT присутствует в основном только в цифровом арте. Отмечу, что само понятие токена NFT намного шире. Просто на данный момент paint art является самым быстрым способом выхода на этот рынок.
Искусство NFT существует в блокчейне. То есть когда я подключаю свой MetaMask, у меня на площадке мгновенно появляется баланс. Когда я покупаю картину, она уходит в мой кошелек, и при нажатии кнопки «Коллекции» в моем MetaMask я могу просмотреть все работы, которые купил.
Фактически NFT-картины существуют в Интернете, но, бывает, что авторы к своим работам указывают, что в случае покупки цифровой картины они готовы в офлайне выслать новому владельцу материальные составляющее art-объекта. Например, некоторые авторы высылают физические аналоги своих цифровых картин.
В чем ценность цифрового искусства? Можете назвать факторы, которые способствуют популярности NFT-картин?
Приведу личный пример. Я покупаю NFT-картины потому, что мне нравится цифровое искусство, а не потому, что моя основная цель – перепродать их и заработать на разнице.
Прежде чем купить какую-нибудь работу, я смотрю на потенциал художника и оцениваю, насколько он перспективен. Для этого я могу просмотреть его Twitter, Instagram или другие соцсети. И если у него есть уникальный стиль, мне нравится его картина – я покупаю. Кто знает, может, он станет великим художником.
Разумеется, в данном случае можно рассматривать два подхода: с одной стороны, я покупаю картины как ценитель, а с другой – картины представляют собой ценный актив, который в будущем, вполне вероятно, существенно вырастет в цене.
Искусство – это актив. И уже есть немало кейсов, когда на вторичном рынке NFT-коллекционеры перепродавали работы художников дороже, чем стоили оригиналы. Например, коллекционеры купили работу художника за 0,2 эфира, а потом продали за 5 эфиров.
Были случаи, когда оригинальные картины специально уничтожали, чтобы потом их воспроизвести в цифровом виде. Какие риски вы видите для офлайн-искусства на фоне такого рода продвижения NFT-работ? Какие спекуляции возможны с NFT-объектами?
Был один такой кейс, когда одну оригинальную картину сожгли и перевели в NFT-формат. Я считаю, что сделали это для того, чтобы мы с вами сейчас это обсуждали. То есть данная история действительно больше про маркетинг.
В контексте спекуляций можно привести пример, когда художник выставляет работу и пытается искусственно создать ее ценность. Дело в том, что как только художник выставляет картину в Сети, это тут же отображается в блокчейне, то есть сразу видны все кошельки. И сейчас создаются новые кошельки, в которые загоняются большие суммы эфира, которые начинают пампить эту работу. Например, сперва ставится 20 эфиров, а потом 30 и дальше по нарастающей. Делается это для того, чтобы известный коллекционер на рынке обратил внимание на ценность этой NFT-работы. По факту же цену картины увеличивают искусственно.
Можно ли определить, что в данный момент цена картины повышается с целью спекуляции, а не потому, что ее ценность высока и ее стоимость растет органически?
Наше криптосообщество коллекционеров NFT определяет это так: если мы видим, что художник только начинает свой путь, у него не было крупных продаж, его не фолловят крупные коллекционеры и за ним не наблюдают, то, скорее всего, речь идет о спекуляции.
NFT-коллекционеры всегда присматриваются к художникам. Они видят, какие работы те выставляют, в каком направлении двигаются, и только потом через определенное время решают сделать ставку на ту или иную работу.
А когда в блокчейне появляется новый художник из новых кошельков, резко начинает делать ставки на большие суммы, то это выглядит немного подозрительно. В таком случае коллекционеры могут дальше присматриваться к работам данного художника, но, скорее всего, покупать подобные работы не будут.
Можете уточнить, картины изначально представлены в физической форме и потом переведены в NFT-формат или на старте создаются в цифре?
Процедура следующая: сначала художник делает свои работы в digital-формате, потом размещает свою работу на какой-либо площадке и платит за газ (комиссия за транзакцию – ред.) в эфире, чтобы его работа перешла в блокчейн. Другими словами, он делает клейм (заявляет права на свою работу). И когда я вам скину свой аккаунт, например в маркетплейсе OpenSea, то с его помощью можно будет увидеть все NFT-работы, которые я купил на разных площадках.
Вы самостоятельно создаете NFT-картины или только покупаете?
На рынке есть две когорты: NFT-креаторы (художники цифрового искусства) и NFT-коллекционеры. Я себя отношу ко второму типу, то есть покупаю NFT-картины. Я не умею рисовать и когда смотрю на какие-то картины, то покупаю, если восторгаюсь ими.
Источник: opensea.io/accounts/NVassev
Источник: opensea.io/accounts/NVassev
Какие еще предметы физического мира, кроме картин, можно токенизировать в NFT. Можете привести примеры?
Лично я очень жду музыку – когда музыканты смогут точно так же, как и художники, выставить свои работы в блокчейне и передать свои права на них. Конечный покупатель работ сможет использовать свои права на музыку в любых целях.
Таким образом, я полагаю, что следующий сегмент, который будет оцифрован, – это музыка. После этого я надеюсь на появление крупных селебрити на этом рынке.
Потом, я думаю, оцифровывать начнут любые другие объекты. Какие именно, пока трудно сказать. Потому что рынок только вступил в активную фазу своего развития.
Как вы считаете, как скоро пройдет мода на цифровое искусство или интерес к нему поутихнет?
Любой рынок проходит несколько стадий развития: от зарождения, активного развития, достижения пика до наступления регресса. Но, даже когда рынок на спаде, он все равно остается и никуда не девается. А с учетом того, что основной спрос на NFT-работы сейчас наблюдается со стороны криптоаудитории, которая заработала на холдинге крипты или другим способом немалые деньги, то не думаю, что интерес к NFT-рынку скоро закончится. Затрудняюсь даже предположить, когда такое теоретически может случиться.
Но ведь такие картины нельзя поместить у себя в галерее или прикоснуться к ним. Насколько резонно любоваться ими в Сети?
Существуют виртуальные галереи, то есть вы можете зайти на платформу, поместить там свои картины и наблюдать за ними. А те, кто хочет рассматривать цифровую картину у себя дома на стене, могут поместить ее, например, на плазме.
Что делать художникам, которые хотят перевести свои работы в цифровой формат, но не знают, как это сделать. Есть ли сегодня на рынке компании-посредники или индивидуальные криптоспециалисты, которые за плату могут в этом помочь?
На рынке уже стали появляться люди, которые начинают предлагать услуги по созданию NFT. Отмечу – чтобы сделать это самостоятельно, потребуется около двух часов погружения. Достаточно почитать пару статей и посмотреть несколько роликов на YouTube, после чего вы запросто сделаете это сами.
Как вы считаете, можно ли будет расплачиваться частичками NFT-токенов? Или из-за их целостной природы это невозможно?
NFT действительно представляет собой целый токен, но есть мысли о том, чтобы сдавать его в аренду. Условно говоря, взять NFT известного художника в аренду на пару часов и поставить на выставку в своей галерее. Об этом сейчас ведутся разговоры. То есть мы обсуждаем то, что сейчас уже делается.
Но я бы не стал пока говорить о возможности расплачиваться частичками.
А если создать картину, которая будет состоять из частичек, ею можно будет расплачиваться?
Не исключено, что в будущем такое будет возможно. Например, у меня в коллекции на площадке Rarible есть картина, которую сделали 42 художника, то есть она состоит из частиц. Эта картина продавалась в 42 экземплярах. Ее всю раскупили и потом также продали на вторичном рынке.
У NFT большое будущее, и, что круто, мы можем в режиме реального времени наблюдать за тем, как эта технология развивается.
Читайте также: Что сейчас выгодно майнить
Читайте также: Преимущества криптовалюты
Нет комментариев