Подпишитесь на новости

Азартные игры и культура, или О том, как азарт стал частью изобразительного искусства

Автор: Инна Мадруга
16 апреля 2020, 16:57
4485
Голосов: 3

Азартные игры – часть культуры досуга, а потому редко ассоциируются с подлинным искусством. Но подобный упрощенный взгляд на вещи упускает из виду создание культовых литературных, кинематографических и живописных объектов, на создание которых вдохновила гемблинг-культура. Подробнее о последних – в материале Login Casino.

Азартные игры и культура, или О том, как азарт стал частью изобразительного искусства

Вероятнее всего, заявление о том, что азартные игры и искусство идут рука об руку – опрометчиво, однако проигнорировать то, что на протяжении многих лет художники использовали азартные игры в своих работах, также неверно. Некоторым из картин даже удалось снискать славу, узнаваемость и принести своим творцам заслуженное денежное вознаграждение.

В эпоху онлайн-гемблинга легко забыть о древних корнях азартных игр и том, насколько тесно и долго они сопровождают человеческую культуру. Родиной данных развлечений, которая по иронии судьбы от них отреклась, считается Китай. Так или иначе, азартные игры распространились по всему миру. И хоть в начале своего пути и были забавой для богатых, затем превратились в массовое развлечение. Считается, что данный переломный момент наступил в середине 15-го века.

Мы решили проследить, каким образом в истории изобразительного искусства появились и закрепились объекты, тематикой которых стали азартные игры.

К слову, перечень книг об азартных играх содержится в нашем отдельном материале.

Читайте также: Кено: зарождение, трансформация и современные формы игры

Микеланджело Меризи да Караваджо «The Cardsharps» («Шулера»)

Микеланджело Меризи да Караваджо «The Cardsharps» («Шулера»)

Картина «Шулера» принадлежит кисти известного итальянского художника Караваджо. Написанная в 1594 году, она стала одной из первых самостоятельных проб художника, которые он предпринял после ухода из мастерской Джузеппе Чезари. Перестав дорисовывать детали чужих работ, Караваджо начал продавать собственные полотна через торговца Константино, знакомству с которым художник обязан Просперо Орси.

Композиция

На полотне изображен юноша, дорогие одежды которого резко контрастируют с детской наивностью, запечатленной художником на его лице. Молодой человек по сюжету играет в карты с шулером. О промысле последнего зритель может догадаться по картам, спрятанным за поясом. На картине также изображен ассистент зловещего мошенника, который старательно подглядывает в карты юноши и с помощью специальных жестов передает информацию шулеру. Драматизма картине придает внушительный кинжал, прикрепленный к поясу ассистента, словно намекая зрителю на то, что партия маловероятно закончится для жертвы благополучно.

Интересно

В настоящее время сохранено более 50 копий и различных вариаций полотна. Все они были созданы другими художниками. Одним из них стал Жорж де Латура, который также решил создать собственную обработку тематики.

Отметим, что реалистичность композиции «Шулеров», которая являла олицетворение уличной жизни, стала глотком свежего воздуха в тогдашнем мире живописи. Это привлекло внимание к мастерству начинающего художника.

Картина имела большой успех, чему во многом поспособствовал Орси. Последний также провозгласил появление нового стиля, что всячески способствовало укреплению репутации Караваджо.

Подборка фильмов об азартных играх содержится в нашем отдельном материале.

Читайте также: Рейк в покере: типы, методы расчета

Georges de La Tour «The Cheat with the Ace of Clubs» («Обман с трефовым тузом»)

Georges de La Tour «The Cheat with the Ace of Clubs» («Обман с трефовым тузом»)

Источник фото: wikimedia.org

Следующую картину называют одним из величайших шедевров французского искусства 17-го века. Жорж де ла Тур попытался с помощью кисти изобразить опасность потворства человеческим слабостям – алкогольным напиткам, блуду и гемблингу. Считается, что рассмотренная нами работа Караваджо послужила вдохновением для повторного рассмотрения азартной тематики.

Композиция

Интересно

Еще одна автографическая версия картины «Обман с бубновым тузом» демонстрирует многочисленные вариации в деталях композиции – одежде и аксессуарах.

Перед зрителем молодой человек в окружении трех дам, акцент сделан на буйство красок и невероятной красоты костюмы персонажей. В игре принимают участие лишь две женщины, третья является служанкой. В бокалах вино, а в руках – игральные карты. Участники действа общаются друг с другом взглядом, а юноша разворачивает карты таким образом, чтобы зрителю был виден их номинал, как бы невзначай делая его соучастником схемы. При этом второй рукой тянется за трефовым тузом, предусмотрительно припрятанным ранее за поясом.

Jan Steen «Argument over a Card Game» («Аргумент в карточной игре»)

Jan Steen «Argument over a Card Game» («Аргумент в карточной игре»)

Источник фото: wikiart.org

Интересно

При попытке продать картину ее название несколько раз меняли. Известны такие варианты – «Ссора карточных игроков», а также «Спор за карточным столом».

Ян Стен – голландский мастер бытового жанра, который старался привнести в свои работы поучительность, которая временами больше напоминала морализаторство. Герои, изображенные художником, свидетельствуют об ироничности автора.

Драматическая сцена из бытовой жизни показала драму и буйство эмоций, сопровождающие азартную игру.

Композиция

Перед зрителем замысловатая сцена с участием множества персонажей, размещенных художником на первом и втором плане. С учетом того, что Стен любил прибегать к социальной сатире, в вакханалии принимают участие даже ребенок и собака. Стол, на котором ранее стояли нарды, теперь пуст, а все предметы, необходимые для азартной игры, разбросаны по земле, как, впрочем, и графин с вином. Главные герои – представители разных сословий, что понятно, если присмотреться к одежде и аксессуарам каждого, – угрожают друг другу разными видами холодного оружия. Тот, что принадлежит к привилегированному классу, схватился за саблю, а его партнер по азартной игре выхватил нож. Остальные персонажи картины пытаются воспрепятствовать схватке.

Даже второй план и его участники крайне важны – выражение их лиц передает атмосферу, кто-то пьян, кому-то смешно, есть и те, кто всерьез напуган.

Ознакомиться с подборкой документальных фильмов о покере можно в нашем отдельном материале.

Читайте также: Азартные игры, пришедшие к нам из Азии: пай гоу, дай си, го

Cezanne «The Card Players» («Картежники»)

Cezanne «The Card Players» («Картежники»)

Источник фото: wikipedia.org

Интересно

Существует пять версий серии, каждая из них отличается по размеру и содержанию. Одна из них находится в частной коллекции, другие – в музеях. В 2011 году частная версия была приобретена королевской семьей Катара.

The Card Players, или «Картежники» – не одно произведение, а целая серия картин французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Более того, амбициозный проект рассматривается как весомый вклад в современное искусство. Работа над картинами заняла несколько лет. Несмотря на то, что они были написаны во время одного из последних периодов творчества художника, некоторые из них считаются классикой французской школы.

Сезанн известен своей натюрмортной живописью, историки искусства полагают, что он выбрал тему азартных игр, потому что на тот момент картежники являлись формой человеческого натюрморта.

Композиция и анализ

Каждая картина в серии изображает двух или более провансальских крестьян, мирно курящих свои трубки, за карточной игрой. Крестьян Сезанн рисовал по образцу рабочих из собственного семейного поместья.

В отличие от пьяных, шумных крестьян, изображенных на полотнах голландской реалистичной школы жанровой живописи, крестьяне Сезанна всецело поглощены игрой. Как правило, все персонажи серии изображены в безмолвии. На картинах не изображено волнения или драмы, напротив, полотна Сезанна дарят ощущение безмятежного спокойствия. Искусствовед Роджер Фрай, исследовавший постимпрессионизм, описал «Картежников» как обладателей необычайного чувства монументальной гравитации, нашедших свой центр, а потому ни при каких условиях не подвластных перемещению.

Читайте также: Игровые автоматы: незримое влияние нот

Cassius Marcellus Coolidge «Dogs Playing Poker» («Собаки играют в покер»)

Cassius Marcellus Coolidge «Dogs Playing Poker» («Собаки играют в покер»)

Источник фото: wikipedia.org

Далее речь пойдет не об одной картине, а о целой серии произведений работы Касиуса Кулиджа. Всего серия представлена 18 картинами. Оригинальная картина была названа «Покерная игра», работа над ней была завершена в 1894 году, еще 16 произведений были заказаны в 1903 году для рекламы сигар. Последняя картина серии была завершена в 1910-м. Все 18 картин содержат изображения собак с чертами человека, однако только 11 имеют элементы азартных игр.

Вместе с тем, несмотря на то, что серия была популярна, на нее также обрушились с критикой, которая, помимо прочего, имела характер личных оскорблений в адрес автора полотен.

Интересно

Первая картина Кулиджа, «Покерная игра», пять лет назад была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за $658 тыс.

Как бы то ни было, собаки с выразительными эмоциями на мордах, играющие в покер, а также соответствующий антураж – курительные трубки и стаканы для виски – стали культовыми. Отсылки к картине стали звучать в популярных телевизионных шоу. Произведения копировали и пародировали бесчисленное количество раз. Персонажи даже стали популярными мотивами китча – их изображали на футболках, кофейных кружках и предметах домашнего декора.

Отметим, что Кулидж считается знаковым художником, в особенности в мире популярной культуры. Иногда его иронично называют «самым известным американским художником, о котором никто никогда не слышал».

Доподлинно неизвестно, что именно послужило вдохновением к написанию картины. Несмотря на это, искусствоведы считают, что композиция изображения – отсылка к работам Караваджо и Сезанна. Однако у Кулиджа крестьян заменили собаки.

Композиция

По сути, серия картин является повествованием одной истории. В «Bold Bluff» сенбернар делает ставку на пару двоек, оставляя своих противников решать, блефует он или нет. В следующей картине серии – противники рычат на лапу сенбернара, старательно сгребающего выигранное в большой горшок.

Одной из самых популярных картин серии стала «Друг в беде». По сюжету бульдог на переднем плане проскальзывает тузом к своему партнеру, в то время как его конкуренты рассеяно смотрят в стол. Особенное внимание привлекают эмоции, отраженные на морде – игривое изображение обмана. Данная картина никогда не продавалась, однако ее стоимость оценивается в несколько миллионов долларов.

Узнать больше об истории возникновения покера можно в нашем материале.

Читайте также: Баккара игра: стратегии, правила для начинающего игрока

Fernand Leger «Soldiers Playing at Cards» («Солдаты, играющие в карты», или «Карточная вечеринка»)

Fernand Leger «Soldiers Playing at Cards» («Солдаты, играющие в карты», или «Карточная вечеринка»)

Источник фото: wikipedia.org

Французский художник Фернан Леже увлекался импрессионизмом задолго до того, как перешел к абстрактному искусству. С 1910 года его картины стали содержать некоторые черты кубизма, такие как монохромная палитра, декорация объектов и наличие геометрических фигур.

Полотно Леже «Солдаты, играющие в карты» иногда называют «Карточной вечеринкой» или «Игроками в карты», считается символом перехода к «механическому» периоду в работе художника. Картина была нарисована после его госпитализации в Париж. Во время битвы при Вердене он был отравлен газом. Полотно остается одной из лучших работ художника на военную тематику.

Работа отражает глубокую близость, существовавшую между художником и его армейскими братьями, и не лишена некоторого трагизма, который тем не менее не бросается в глаза.

Композиция

На рисунке изображены три солдата, сидящие за карточной игрой. Самый выдающийся из военных носит медаль на груди, а голова его увенчана традиционной красной шляпой, которую носят солдаты французской армии.

Второй игрок, изображенный в центре, судя по полоскам на униформе – сержант, держит карты в левой руке и курит трубку. Третий же участник азартной игры нарисован в более темных тонах, а вместо кепки у него на голове – шлем. Дым, который он пускает, имеет геометрическую форму.

Все три человека, изображенные на картине, словно разобраны на части, как запчасти машины. Считается, что таким образом художник пытался подчеркнуть механическую природу траншейной войны и анонимность ее участников. Несмотря на то, что товарищи художника могут быть идентифицированы по мелким деталям, в целом они лишены каких-либо человеческих чувств. Палитра серого, доминирующая в работе, и отсутствие эмоций определили данную работу. Таким образом, картина считается мощной, но демонстративной критикой последствий войны.

Напомним, что с типологией игроков в покер можно ознакомиться, прочтя наш отдельный материал.

Читайте также: Gambler Sapiens, или Игрок как гражданин, потребитель и философ удачи

Читайте также: Скромный служащий казино – дилер – и его роль в игорном зале

Комментарии:

Нет комментариев

Сейчас читают
Статьи
Прогнозы на спорт
21 ноя
вверх